Хочу рассказать про еще одну этическую дилемму в психотерапии.
Она звучит так: могут ли быть какие-либо отношения между психологом и бывшим клиентом? И речь тут пойдет не только про романтические и сексуальные отношения.
По мнению большинства специалистов исследующих вопрос посттерапевтических отношений, эти самые отношения между терапевтом и бывшим клиентом – явление скорее плохое, чем хорошее.
Важно: сексуальные отношения во время и после терапевтических отношений наказуемы в странах с развитой правовой терапевтической базой.
В основном, после окончания терапии клиенты уходят и теряют связь с терапевтом, а терапевт начинает работать с новыми случаями.
В этических законах говорится, что только через год после окончания терапии клиент становится «бывшим». То есть этот год между клиентом и терапевтом точно не должно быть никаких отношений.
Может ли терапевт начать с клиентом дружеские или приятельские отношения после? Этика про это не говорит однозначно. Известны случаи, когда после окончания терапии клиент и терапевт создавали успешные бизнес альянсы, или становились друзьями. Но при этом стоит понимать, что они уже не смогут вернуться в терапевтический процесс после этого. Клиенту придется искать другого психолога.
В чем трудность?
Это опять история про безопасность клиента. В терапии психолог узнает о пациенте ООООчень многое. И в дальнейших отношениях может эти знания использовать против клиента. Пусть даже и бывшего.
Мое отношение к данной проблеме.
У меня большой опыт работы с психологами в качестве клиента. Я знаю, как работает психика.
Бывает, что походив 5-10 консультаций клиенту может показаться, что ничего не происходит.
Я просто что-то рассказываю, а меня слушают.
Клиент может обесценивать работу с терапевтом.
Ему правда может стать получше и он бросает занятия и т.д.
И в тоже время через полгода-год этому клиенту может потребоваться опять помощь психолога. Я всегда рада такому возвращению. У меня нет «бывших» клиентов, особенно если это не было дополнительно оговорено.
Я считаю отношения с клиентами неприемлемыми.
И моя дверь для «бывших» клиентов всегда остается открытой.